Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение
которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в
различных сферах деятельности человека (кулинарные книги, инструкции по
использованию различных приборов, правила решения математических задач...).
Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Например,
вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Однако, чтобы научить этому
малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения:
1. Достать ключ из кармана.
2. Вставить ключ в замочную скважину.
3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.
4. Вынуть ключ.
Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то
обнаружите множество алгоритмов которые мы с вами постоянно выполняем. Мир
алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие
свойства, которыми обладает любой алгоритм.
Свойства алгоритмов:
1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в
определенном порядке);
2. Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно
определено в каждом случае);
3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность
завершения);
4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными
данными);
5. Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному
результату для всех допустимых входных значениях).
Виды алгоритмов:
1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в
заданном порядке);
2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное
число раз или пока не выполнено задание);
3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия
выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)
4. Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других
алгоритмах, указав только его имя).
Для более наглядного представления алгоритма
широко используется графическая форма - блок-схема, которая составляется
из стандартных графических объектов.
Стадии создания алгоритма:
1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его
разрабатывает.
2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе
и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.
Объект, который будет выполнять алгоритм,
обычно называют исполнителем.
Исполнитель - объект, который выполняет алгоритм.
Идеальными исполнителями являются машины,
роботы, компьютеры...
Исполнитель способен выполнить только
ограниченное количество команд. Поэтому алгоритм разрабатывается и
детализируется так, чтобы в нем присутствовали только те команды и конструкции,
которые может выполнить исполнитель.
Исполнитель, как и любой объект, находится в
определенной среде и может выполнять только допустимые в нем действия. Если
исполнитель встретит в алгоритме неизвестную ему команду, то выполнение
алгоритма прекратится.
Компьютер – автоматический исполнитель
алгоритмов.
Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру
языке программирования, называется программой.
Программирование - процесс составления
программы для компьютера. Для первых ЭВМ программы записывались в виде
последовательности элементарных операций. Это была очень трудоемкая и
неэффективная работа. Поэтому в последствии были разработанные специальные
языки программирования. В настоящее время существует множество искусственных
языков для составления программ. Однако, так и не удалось создать идеальный
язык, который бы устроил бы всех.
|